ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА ТРЕЗВОСТИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Тема урока: Что такое трезвость?
Цели урока
Оснащение урока
Структура урока
Ход урока
1. Знакомство
2. Ключевое понятие
3. Выявление осведомлённости учащихся
Вопрос №1. Как Вы думаете, сколько людей в нашем городе живёт трезво? А в стране? А в мире в целом?
Вопрос №2. Кого из знаменитых трезвенников прошлого вы знаете?
Вопрос №3. Что вы знаете о трезвеннических движениях?
Вопрос №4. Знаете ли вы о трезвенной деятельности великого русского писателя Льва Николаевича Толстого?
Вопрос №5. Кто слышал о трезвенной деятельности великого русского педагога Сергея Рачинского?
Вопрос №6. Кто ещё поддерживал трезвость в дореволюционной России?
Вопрос №7. Что вы знаете о трезвенниках и трезвеннических организациях прошлого в своём городе, селе, регионе?
Вопрос №8. Кого из современных трезвенников России вы знаете?
4. Вопросы для самопроверки (работа в малых группах) и проверка усвоенных знаний
5. Подведение итогов урока и задание на дом Подход – информационный с элементами психолого-коммуникативного.
Тема урока: Что такое трезвость?
Цели урока
Практическая: развенчание мифа о том, что трезвости как массового явления не существует.
Образовательная: формирование осведомлённости учащихся о трезвых обществах, трезвенниках прошлого и настоящего, трезвеннических движениях.
Развивающая: формирование коммуникативных навыков знакомства, развитие самостоятельного независимого мышления.
Воспитательная: формирование представлений о нравственной и духовной составляющих трезвости.
Оснащение урока Галерея портретов знаменитых трезвенников.
Схема понятия «трезвость»
Структура урока
Знакомство
Понятие «трезвость»
Выявление осведомлённости учащихся о трезвых обществах, трезвенниках прошлого и настоящего, трезвых традициях и обществах трезвости, трезвеннических движениях – беседа
Вопросы для самопроверки (работа в малых группах) и проверка усвоенных знаний
Подведение итогов урока и задание на дом
Ход урока
1. Знакомство
Здравствуйте. Чтобы нам было приятнее общаться друг с другом, давайте попробуем понравиться друг другу с самых первых минут знакомства.
Попробуем это сделать с юмором и смехом. Я просто хочу вам показать, как можно знакомиться без пива и сигарет, но приятным и положительным способом. Я предлагаю назвать своё имя и три добрых эпитета о себе, которые начинаются на ту же букву, что и имя.
Итак, давайте знакомиться. Меня зовут Наталья. Я думаю, что я Необыкновенная, какая еще? Помогайте! Правильно – Надежная, Нравственная. Итак, по скромному признанию, я Необыкновенная, Надежная, Нравственная.
Кто следующий?
(далее по кругу учащиеся называют свои имена и подбирают по три добрых эпитета к своему имени с помощью товарищей. В случае, если урок проходит в знакомой аудитории, учащимся можно предложить с помощью тех же трёх эпитетов углубить знакомство, а также просто научиться знакомиться положительным способом).
Теперь давайте проверим, запомнили ли мы имена друг друга. Давайте поиграем в игру «снежный ком». Я называю своё имя, второй по кругу называет сначала моё имя, а потом своё, третий называет два предыдущих имени и потом своё и т.д. (учащиеся называют все имена, включая своё, по кругу).
Теперь, когда все имена названы, давайте проверим, хорошо ли мы их запомнили. Пусть каждый с каждым поздоровается за руку и назовёт по имени.
(учащиеся встают и, свободно перемещаясь по классу, здороваются друг с другом за руку, называя по имени и произнося формулы вежливости: «приятно познакомиться», «мне тоже»).
2. Ключевое понятие
Ключевым понятием нашего урока является трезвость. Что такое трезвость? (учащиеся строят предположения) Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе вместе.
Схема понятия «ТРЕЗВОСТЬ»
1. Что это такое?
- неупотребление алкоголя, табака, наркотиков;
- умение трезво мыслить;
- умение быть уравновешенным;
- умение владеть собой.
2. Почему это необходимо?
- чтобы быть хорошим человеком;
- чтобы быть разумным;
- чтобы быть спокойным и дружелюбным;
- чтобы любили тебя и ты любил других;
- чтобы быть ответственным человеком;
- чтобы быть здоровым;
- чтобы потом не раскаиваться в плохих поступках.
3. Что для этого нужно делать?
- воспитывать культуру поведения;
- учиться управлять чувствами и эмоциями;
- учиться принимать взвешенные решения, искать «за» и «против»;
- научиться разрешать конфликты и проблемные ситуации;
- быть свободным от алкоголя, табака и наркотиков.
4. Чего не следует делать?
- одурманиваться с помощью алкоголя, табака и наркотиков;
- злиться;
- кричать;
- раздражаться;
- ругаться;
- критиковать других;
- тратить время впустую.
С точки зрения собриологии, трезвость – это естественное состояние человека, свобода, сознательный отказ от любых одурманивающих веществ, включая алкоголь и табак.
Употребление одурманивающих веществ само по себе ещё не делает человека ни умным, ни глупым, ни добрым, ни злым.
Но трезвость – необходимое условие формирования физически и нравственно здоровой личности.
С точки зрения православия трезвость – ещё и нравственная категория.
3. Выявление осведомлённости учащихся о трезвых обществах, трезвенниках прошлого и настоящего, трезвых традициях и обществах трезвости – беседа.
Вопрос №1. Как Вы думаете, сколько людей в нашем городе живёт трезво? А в стране? А в мире в целом?
(Учащиеся, как правило, думают, что употребление алкоголя – норма жизни для всего человечества)
К сожалению, многие из Вас ошибаются. Как показало исследование нашего современника, нижегородского профессора А. Н. Маюрова, трезво или почти трезво живут две трети современных землян. По соседству с нами полуторамиллиардный Китай живёт почти трезво. Не потому ли сегодня они превосходят нас и числом, и умением?
Наш трезвый сосед Япония – один из мировых лидеров в сфере высоких технологий.
Индия, Пакистан, Ирак – трезвые страны. В ряде стран, таких как Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Иран и другие, где действуют «сухие законы», потребление алкоголя равно практически нулю, т. к. алкоголь там приравнивается к наркотикам. Алкоголь нельзя производить, ввозить, продавать, пропагандировать, иначе будешь сурово наказан как за распространение наркотика.
Мир буддизма, индуизма, ислама и почти 400 менее известных религий – это трезвый мир.
В мире христианства тоже не всё так плохо. В Европе – наиболее трезвые страны – это Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия. Алкоголь там продают только в специализированных магазинах – один магазин на 14 тысяч населения (в Швеции), на 30 000 населения (в Норвегии) и даже на 50 000 (в Финляндии). И нигде никакой рекламы алкоголя или табака! Рекламная информация есть только внутри самих специализированных магазинов.
В Америке молодым людям до 21 года пиво нельзя даже держать в руках, невзирая на лица. Так, несколько лет тому назад несовершеннолетняя дочь действующего в то время американского президента Джорджа Буша была арестована полицией за распитие пива. Ей пришлось выслушать несколько часов лекций о вреде алкоголя и заплатить солидный штраф.
Подведём некоторые итоги: 2/3 человечества живут трезво или почти трезво. Исследование профессора А. Н. Маюрова показало, что мусульмане, представляющие собой около 20% населения земного шара, в основном тяготеют к трезвости. Коран запрещает употребление любых одурманивающих веществ. На нашей планете 500 миллионов человек (или 6% населения земли) исповедует буддизм – трезвую религию. По числу приверженцев трезвости индуизм является третьей религией мира. Численность его сторонников перевалила за 800 миллионов человек или 14% населения земного шара. Добавьте сюда малопьющие страны и получите искомую цифру – 2/3.
К сожалению, в России положение с алкоголем, видимо, самое тяжёлое даже среди пьющих стран, т. к. по официальным оценкам, потребление алкоголя в России сегодня составляет примерно 18 литров, а по мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), – 8 литров абсолютного алкоголя на душу населения – это тот предел, за которым начинается угасание этноса и разрушение государства. Демографическая катастрофа в России в значительной мере обусловлена очень высоким уровнем наркотизации.
Однако даже в пьяной России есть трезвые люди. Согласно результатам опроса Федеральной службы государственной статистики (Росстат), 15,3% россиян старше 15 лет не употребляли алкоголя в течение жизни/
Вопрос №2. Кого из знаменитых трезвенников прошлого вы знаете?
(Как правило, в лучшем случае учащиеся вспоминают основателя ислама Мохаммеда)
В действительности есть много исторических личностей, которые были трезвенниками. В числе первых библейских трезвенников следует назвать, прежде всего, Иоанна Крестителя, того самого, который крестил Иисуса Христа. В дореволюционной России по решению Священного Синода 11 сентября (по новому стилю) день Усекновения главы Иоанна Крестителя (Предтечи) отмечался как Всероссийский праздник трезвости. Сегодня этот праздник забыт, хотя решение Священного Синода никто не отменял. И поскольку тема трезвости для современной России актуальна как никогда, пора бы возродить этот праздник, верно?
Аристотель, Сенека называли пьянство «добровольным сумасшествием», а математик Пифагор «упражнением в безумии». Он требовал трезвости не только от себя, но и от всех своих учеников. И это происходило в Древней Греции, где вино разбавляли в пропорциях 1:3 или 1:4 и где последствия пьянства не могли быть столь очевидны, т. к. в результате получалось изделие крепостью всего 3-4 градуса (натуральное виноградное вино обычно не бывает крепче 12 градусов).
Трезвенниками были основатель буддизма Будда, основатель ислама Мохаммед, основатель конфуцианства Конфуций, древнегреческий философ Сократ, итальянский живописец Тициан, православные святые Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Тихон Задонский и многие другие.
(Рассказ сопровождается показом галереи портретов)
Вот что говорили о трезвости наши великие святые: «Вот вам моё завещание: не имейте в дому своём не только вина, но даже и посудины винной» (Св. Серафим Саровский). «Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много и мало, а совсем брось, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах; не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога» (Св. Тихон Задонский).
Вопрос №3. Что вы знаете о трезвеннических движениях?
(Учащиеся отвечают)
Как только промышленная революция позволила производить крепкий алкоголь в больших масштабах и алкоголь стал доступным для народных масс, когда стало особенно очевидным, насколько губительно пьянство, тогда и возникли массовые народные трезвеннические движения.
В России традиционно выделяют 5 этапов трезвеннического движения. Первое трезвенническое движение (1858-1860) было стихийным и народным. В знак протеста против откупщиков, дороговизны и токсичности водки люди отказывались её приобретать. По всей России народ собирался на сходки и давал клятву не пить. Сначала откупщики утешали себя – куда денутся, запьют. Вино подешевело в 6 раз, но народ держался. В некоторых кабаках его стали выставлять бесплатно, но без толку. Тогда крестьян стало вызывать местное земское начальство: «Отчего не пьёте?» – «Очувствовались!». В 1858 году из 278 винокурен по стране было закрыто 88. В июле 1859 года откупщики составили жалобу министру внутренних дел на священников, которые удерживают народ от пьянства. Но министр финансов заявил обер-прокурору Священного синода: «Совершенное запрещение спиртного посредством религиозных угроз недопустимо». В итоге запретили крестьянские сходки трезвенников, а организаторов отправили в тюрьмы.
За первым этапом трезвеннического движения последовал второй (1885-1914), затем третий (1914-1925), четвёртый (1928-1932).
А с 1983 года, после межведомственной конференции «Профилактика пьянства и алкоголизма» в г. Дзержинске Нижегородской области, начался пятый этап трезвеннического движения в России, который продолжается по сей день. Идейным вдохновителем и фактическим организатором второго этапа трезвеннического движения в России был великий русский писатель Л. Н. Толстой.
Вопрос №4. Знаете ли вы о трезвенной деятельности великого русского писателя Льва Николаевича Толстого?
(Учащиеся отвечают)
Когда Лев Николаевич осознал, что русский народ стал спиваться. Он, как истинный интеллигент, сделал свой личный выбор – основал «Согласие против пьянства», в которое записал, прежде всего, себя, затем членов своей семьи и друзей, наконец, других современников, желающих помочь народу избавиться от порока винопития. Всего в его «Согласии против пьянства» было 748 членов. Обратите внимание: Лев Николаевич начал отрезвление народа с себя и принял «сухой закон» прежде всего для себя! Лев Николаевич – автор целого ряда страстных статей в поддержку народной трезвости: «Для чего люди одурманиваются», «Праздник просвещения», «Богу или мамоне», «Пора опомниться» и другие. Лев Толстой писал: «Пьяницы стали пьяницами только оттого, что не пьяницы, не делая себе вреда, научили их пить вино, соблазнили их своим примером. Пьяницы никогда не стали бы пьяницами, если бы не видели почтенных, уважаемых всеми людей, пьющих вино и угощающих им».
Вопрос №5. Кто слышал о трезвенной деятельности великого русского педагога Сергея Рачинского?
(Об этом, как правило, ничего не слышали даже будущие педагоги, изучающие педагогику в университете)
Сергей Александрович Рачинский был организатором борьбы за трезвость среди учащихся и крестьян Смоленской губернии. Он одним из первых школьных учителей в России понял, что просто разговоры о трезвости не дадут устойчивых результатов, если учитель не примет обет абсолютной трезвости для себя и не привлечёт к активности своих учеников.
По предложению С. А. Рачинского, 5 июля 1882 года ученики школы с. Татево Бельского района Смоленской губернии (ныне Тверская область) дали в церкви торжественный обет воздержания от спиртного сроком на один год. В дальнейшем обеты каждый год возобновлялись. Так возникло первое в России общество трезвости при школе. Позднее к обществу стали присоединяться родители и родственники учеников, бывшие ученики, а через 6 лет к нему стали приходить крестьяне, священники, учителя порой из весьма отдалённых деревень. Обратите внимание: Сергей Александрович Рачинский начал отрезвление своих учеников с себя!
Вопрос №6. Кто ещё поддерживал трезвость в дореволюционной России?
Все те, кого мы считаем совестью нашего народа, настоящими интеллигентами – писатели Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, великие русские учёные И. П. Павлов, C. С. Корсаков, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев.
Русские учёные к тому же научно доказали вред даже малых доз алкоголя как для телесного, так и для душевного (психического) здоровья. Вся передовая русская интеллигенция поддерживала трезвость, считала ситуацию с потреблением алкоголя ужасной, а ведь в то время его потребление на душу населения не превышало 4,7 литров, что примерно в 4 раза меньше, чем в России начала 3-го тысячелетия. Мы были тогда одним из самых трезвых народов Европы. Меньше нас пили только в Норвегии, но даже такой уровень пьянства казался для передовой части общества ужасным и внушал тревогу о будущем России, потому что истинной традицией русского народа является не пьянство, а трезвость.
Трезвенное движение в России было настолько сильным, что в 1914 году в России, русский царь Николай II был вынужден в 1914 году предоставить народу право местного запрета на продажу алкоголя, которым народ не упустил возможность воспользоваться. «Откушать водочки можно было только в ресторанах 1-го разряда и буфетах при дворянских и купеческих собраниях и клубах». По разным оценкам, в то время даже с учетом этого алкоголя и самогоноварения потребление абсолютного алкоголя на душу населения составляло 0,2-0,8 литра. (Ещё раз сравните с сегодняшними 18 литрами!).
Фактически в России установился «сухой закон», который продержался до 1925 года и был отменен не снизу, а сверху Сталиным, который объяснял это необходимостью изыскать средства для развития экономики, чтобы не пришлось «идти на поклон к капиталистам».
Вопрос №7. Что вы знаете о трезвенниках и трезвеннических организациях прошлого в своём городе, селе, регионе?
Елец не оставался в стороне от трезвеннического движения России. В 1894 году священник аргамаченской церкви Рождества пресвятой Богородицы Николай Брянцев создаёт при церкви Рождественское Аргамаченское общество трезвости. У общества трезвости было своё большое здание. Члены общества вели многочисленные кружки: пения, декламации, вышивания, кружевоплетения. Устраивали вечера и утренники для детей. В 1908 году общество трезвости на Аргамаче открывает богадельню имени Глафиры Шиловой для бедных и сирых. Со временем общество трезвости настолько окрепло, что отец Николай становится инициатором создания в слободе потребительской кооперации.
При поддержке общества на Аргамаче развиваются ремёсла, выделываются кожи, организуются артели по пошиву полушубков и шапок, для кружевниц бесплатно раздаются склоки, появляются мастера по изготовлению Елецкой рояльной гармошки. Общество даёт беспроцентную ссуду на постройку дома молодым семьям. На средства общества построен большой бревенчатый клуб. Театральные постановки клуба пользуются популярностью во всём городе. Успехи Аргамаченского общества трезвости способствовали открытию общества трезвости в Чёрной слободе. Брянцев призывал мужчин своего прихода давать церковный обет – клятву не пить алкоголя пять лет. Введение «сухого закона» в 1914 году ещё более укрепило позиции обществ трезвости. Однако после октябрьского переворота русские общества трезвости были запрещены. Николай Брянцев был изгнан, однако результаты работы общества долгое время сказывались на здоровом образе жизни слободы. Краевед Р. Н. Кузьмин писал: «Через 53 года после Брянцева мне пришлось целый год работать горным мастером с аргамаченцами в карьере. За это время среди них я не видел ни одного алкоголика и даже выпившего (а я работал и на других предприятиях города). Это – выучка Брянцева». Краеведы аргамаченской средней школы №7 под руководством учительницы В. М. Душичкиной исследовали семьи членов общества трезвости: Н. А. Черкашина, В. В. Замаруева, П. В. Урюпина, И. С. Кондратова – и выяснили, что все они были долгожителями слободы, прожив, соответственно, 85, 93, 93, 96 лет и воспитали трезвых детей и внуков. В Ельце начала третьего тысячелетия от некогда процветающего клуба остался на улице Аргамаченской лишь фундамент, а само добротное здание давно уничтожено и разобрано по брёвнышку. До сих пор в Ельце нет улицы имени Анатолия Брянцева, и его имя давно стёрто из памяти ельчан. Современный район Аргамачи – один из самых неблагополучных в городе. Судя по многочисленным бутылкам из-под пива и других алкогольных изделий, разбросанным по улицам, алкоголь пустил глубокие корни в образе жизни молодых жителей. Знакомый 60-летний житель Аргамачи как-то сказал, что в его ближайшем окружении из мужчин его возраста остались в живых только двое, остальные умерли от водки и табака. Только за последние несколько лет в этом районе было совершено несколько самоубийств и убийств молодыми людьми, а кто-то из молодых просто тихо ушёл из жизни преждевременно, разрушив своё здоровье и волю к жизни алкоголем и табаком.
Вопрос №8. Кого из современных трезвенников России вы знаете?
(Как правило, ни школьники, ни студенты ничего об этом даже не слышали; завсегдатаи Интернета могут назвать Владимира Георгиевича Жданова)
22 июня 2008 года в день нападения фашистской Германии на Советский Союз, в неделю всех святых, немного не дожив до 104-летнего возраста, умер выдающийся трезвенник нашего времени Фёдор Григорьевич Углов, петербургский учёный, академик, выдающийся хирург, который вошёл в книгу рекордов Гиннеса как единственный хирург в мире, у которого стаж хирургической деятельности составил более 70 лет!
Именно он выступил с разоблачительным докладом о медицинских и социальных последствиях употребления алкоголя в СССР в 1983 году в г. Дзержинске Нижегородской области. Он разбудил передовую часть общества от пьяной спячки, и в России начался 5-ый этап трезвеннического движения, который продолжается до сих пор.
У Ф. Г. Углова были предшественники – известный советский социолог Игорь Александрович Красноносов, писатель Пётр Дудочкин, но именно Углову удалось пробить стену равнодушия и невежества.
Другим важным событием в пробуждении народа была деятельность русского учёного, кандидата психологических наук Геннадия Андреевича Шичко. Основываясь на открытиях в психофизиологии великих русских учёных И. П. Павлова, И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, П. К. Анохина, он разработал психолого-педагогическую (немедицинскую!) методику избавления от алкогольной и табачной зависимостей. Он исходил из концепции, что курение и алкоголизм – это не болезни, а искажение сознания ложными представлениями о допустимости и безвредности употребления этих веществ. Если человеку скорректировать сознание, то он неизбежно станет трезвенником. Правоту Шичко уже много лет доказывают наши современники, которые благодаря этому методу уже отрезвили в России и других странах СНГ сотни тысяч людей.
В числе самых известных трезвенников нашего времени следует назвать профессора Владимира Георгиевича Жданова. Он ездит по стране и выступает с лекциями об алкогольно-табачно-наркотической проблеме в России.
Другим известным трезвенником нашего времени является Александр Николаевич Маюров, президент Международной академии трезвости. Александр Николаевич к 2011 году провёл 19 международных семинаров-конференций по трезвости, на которые приезжают не только трезвенники со всех республик бывшего Советского Союза, но и гости из дальнего зарубежья. На этих семинарах-конференциях осуществляется подготовка собриологов, и любой неравнодушный к судьбе страны человек может получить здесь необходимые знания и навыки. В настоящее время эти конференции проводятся ежегодно в Крыму, в Севастополе, с 20 по 30 сентября.
В числе трезвенных организаций, действующих в России, следует назвать: «Союз борьбы за народную трезвость», «Оптималист», «Международную академию трезвости» (МАТр), Молодёжную антинаркотическую федерацию России (МАФР), общественное движение «Молодёжь за трезвую Россию», «Международную лигу трезвости и здоровья», «Международную независимую ассоциацию трезвости» (МНАТ) и др.
В числе трезвенных изданий, выпускаемых сегодня в России – газеты «Соратник», «Трезвение», «Мы молодые» (от «Союза борьбы за народную трезвость»), «Оптималист», «Московский оптималист» (от Всероссийского движения «Оптималист»), «Пока не поздно» (от благотворительного фонда «Нарком»), ежемесячный журнал «Феникс» с приложением «Эйфория» (МНАТ) и другие. Эти издания имеют свои веб-сайты, с которыми вы сможете познакомиться самостоятельно.
4. Вопросы для самопроверки (работа в малых группах) и проверка усвоенных знаний
А теперь выясним, что мы усвоили на сегодняшнем занятии:
- Назовите религии, исповедующие трезвость.
- Назовите самые трезвые страны Европы. Продаётся ли там алкоголь в обычных продовольственных магазинах и супермаркетах? Какая история произошла с дочерью бывшего Президента США Дж. Буша и почему?
- Какая часть планеты живёт трезво или в основном трезво? Назовите имя известного библейского трезвенника.
- Какой праздник отмечали в дореволюционной России 11 сентября? Нужен ли этот праздник сейчас? Почему?
- Назовите выдающихся деятелей древнего мира, которые призывали к трезвости?
- Допускали ли Св. Серафим Саровский и Св. Тихон Задонский умеренное потребление вина? Что именно они говорили?
- Когда началось трезвенническое движение в России? На какие этапы его разделяют?
- Почему было подавлено первое трезвенническое движение в России?
- Какова роль великого русского писателя Льва Николаевича Толстого в трезвенническом движении России? Что такое «Согласие против пьянства»? Какие статьи написал Толстой о трезвости?
- Как понимал свою отрезвляющую роль для своих учеников великий русский педагог С. А. Рачинский?
- В какие годы был «сухой закон» в России? Почему он не был абсолютным?
- Сколько пили в России до введения «права местного запрета» на алкоголь, после введения и сколько в России пьют в начале 3-го тысячелетия? Почему, кем и когда «сухой закон» в России был отменён?
- Что вы знаете об обществах трезвости в вашем городе, селе, регионе?
- Что известно о Рождественском Аргамаченском обществе трезвости и священнике Анатолии Брянцеве?
- Какие великие русские учёные отстаивали трезвость? Почему?
- Какая роль в возрождении трезвеннического движения в России принадлежит академику Фёдору Григорьевичу Углову и русскому учёному Геннадию Андреевичу Шичко?
- Какие современные трезвеннические организации в России Вам известны?
- Какие трезвенные газеты и журналы издаются сегодня в России?
- Что такое трезвость? Является ли это слово привычным для вас? Почему?
(Сначала задание предлагается для обсуждения в малых группах по 3-5 человек. В целях экономии времени каждая из групп обсуждает только часть вопросов; затем представители групп по очереди делают сообщения для всех учащихся, либо учитель опрашивает учащихся фронтально)
5. Подведение итогов урока и задание на дом
Найдите трезвенные сайты в Интернете из предложенного списка и подготовьте краткое сообщение об информации, которую вы там нашли, на тему: «Экскурсия по трезвенным сайтам». Какие другие трезвенные сайты вам удалось найти?
Интернет-сайты:
www.sbnt.ru
www.optimalist.narod.ru
www.adic.org.ua/mnat/phoenix
http://en.wikipedia.org
http://narcom.mos.ru
© Н.А.Гринченко, 2010. Электронная версия: А.А.Почекета, «Трезвая Украина»